РСПП предлагает создать отдельный нацпроект по предпринимательству

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) собирается вынести на обсуждение в правительство вопрос создания отдельного нацпроекта по предпринимательству, который бы комплексно решал проблемы бизнеса, рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с инициативой. В него предлагается «погрузить» нацпроекты по развитию МСП и производительности труда. По словам собеседника, такую идею высказал президент РСПП Александр Шохин на заседании попечительского совета другого бизнес-объединения – «ОПОРЫ РОССИИ» (продвигает интересы малого бизнеса). На встрече присутствовали в том числе представители Минэкономразвития. Шохин подтвердил, что такая дискуссия ведется. В основе нацпроекта может быть обновленная стратегия развития МСП, вопросы рынка труда и его производительности, снижение административных барьеров, стимулирование инвестиций, сообщил он.

С учетом того, что президент объявил пятилетку созидательного предпринимательского труда, формирование отдельного нацпроекта было бы логичным, считает глава РСПП. Речь идет не о том, чтобы продвигать принципиально новые идеи, а об использовании уже сложившихся наработок, указывает он. «Нам важно, чтобы наши идеи были услышаны, даже если они не обретут форму отдельного нацпроекта, а будут распределены по другим национальным проектам и инициативам», — отмечает Шохин. Для их обсуждения есть 2—3 месяца — время для подготовки новой экономической программы, добавляет он. Важно, чтобы в такой нацпроект попали как вопросы, которые отражены в действующих нацпроектах с учетом их корректировки, так и новые сюжеты вне периметра, указывает Шохин. Например, взаимодействие с правоохранительными органами и повышение привлекательности российской юрисдикции.

Предложения РСПП не поступали в Минэкономразвития, указал представитель ведомства. «Ведомости» направили запрос в правительство.

Направления развития

РСПП предлагает развивать предпринимательскую инициативу по нескольким трекам.

Во-первых, это обновленная стратегия развития МСП. «Сейчас одна из задач по развитию МСП — это взаимодействие с крупным бизнесом через механизм выращивания поставщиков. То есть нужно увязать задачи роста МСП с развитием крупного бизнеса», — указывает Шохин.

Это и поддержка компаний МСП+ — средних быстро растущих компаний, которые оказываются вне зоны господдержки, отмечает президент РСПП. «У крупных компаний есть свои меры поддержки — СПИК, СЗПК, у малого бизнеса тоже широкий набор мер. Если мы погружаем МСП+ в более широкий проект, то здесь уже не будет серых зон, которые остаются без внимания государства», — добавил он.

Во-вторых, это кадровая проблема, которую без развития производительности труда не решить. Эта тема одинаково важна и для малого, и для среднего, и для крупного бизнеса, указывает Шохин. Если включить в новый документ элементы обновленного нацпроекта по производительности труда, то это позволит как повысить технологическую модернизацию, так и решить проблемы кадрового голода.

В-третьих, важно, чтобы в поле зрения такого нацпроекта попали столь чувствительные для бизнеса сюжеты, как снижение административных барьеров, продолжение регуляторной гильотины, взаимодействие с правоохранительными органами, создание цифровых платформ взаимодействия государства и бизнеса.

В-четвертых, это оптимизация присутствия государства в экономике в качестве предпринимателя (вопросы приватизации и национализации). Сейчас, например, в СМИ поднимается проблематика теплоснабжения и энергоснабжения в связи с авариями в котельных — многие призывают национализировать их, отмечает Шохин. Государство, беря на себя ответственность за них, должно изыскивать ресурсы для модернизации — эту проблему могли бы решить концессионные механизмы.

В-пятых, это стимулирование инвестиций и определение приоритетных сфер, которые могли бы поднять экономический рост, добавляет он. Сейчас все прогнозы делаются с затухающим ростом ВВП — нам же надо поддерживать его на уровне не ниже 2,5—3%, указывает Шохин. «Для этого нужны механизмы более радикального характера, особенно в период высоких ставок. Многие инструменты у нас эффективно срабатывали в период низких ставок, сейчас надо думать, как модернизировать существующие инструменты поддержки», — отмечает он.

«Наконец, важно внедрять принципы ответственного ведения бизнеса, устойчивого развития (принципы ESG), повышать роль объединения работодателей в этих вопросах», — указал Шохин.

Разные мнения

Глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин не поддержал предложение РСПП. «Крупный бизнес и так забирает у малого часть поддержки. Если взять логистическую субсидию экспортерам, 95% забирает крупный бизнес. У крупного бизнеса больше лоббистов, профессиональных юристов. В таком случае степень поддержки малого бизнеса будет еще меньше», — считает Калинин.

Другого мнения придерживается вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» (представляет интересы среднего и крупного несырьевого бизнеса) Нонна Каграманян. Идея отдельного нацпроекта по предпринимательству, в котором можно собрать общие задачи для крупного и малого бизнеса, очень интересная, говорит она. Особенно в контексте развития внутренних кооперационных связей, перехода к модели экономики предложения и задач обеспечения технологического суверенитета, указывает Каграманян. При этом важно проработать предложение с участием всех деловых объединений, профильных ведомств и институтов развития, добавила она. Нацпроект по МСП целесообразно «пересобрать» на основе новой стратегии развития МСП, сформированной по итогам осенней стратегической сессии председателя правительства, считает Каграманян.

Как писали «Ведомости», на стратсессии в правительстве, которая прошла в сентябре, обсуждалось продление нацпроекта МСП до 2030 г. Ресурсы предлагалось сфокусировать на четырех блоках: «Начинающие», «Растущие», «Приоритетные отрасли», МСП+ — компании, превысившие пороги МСП. Предполагается, что пороги по выручке для МСП+ составят до 10 млрд руб. в год, по числу занятых — 1500 человек. Такие параметры предложил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Для этой категории будут действовать меры поддержки МСП.

В октябре Белоусов в ходе парламентских слушаний сообщил, что правительство готовит новые параметры нацпроекта по развитию МСП. Теперь упор предлагается делать не на росте численности субъектов МСП, а на повышении их эффективности. В обновленном нацпроекте до 2030 г. предлагается установить новые параметры. В частности, это задача по увеличению выручки МСП на одного работника на 25% по сравнению с 2022 г., новый коэффициент ежегодно созданных предприятий, а также увеличение срока жизни малого бизнеса.

Новая конструкция нацпроектов

Вслед за президентскими выборами последует корректировка национальных целей развития и сама конструкция нацпроектов, которая была предусмотрена до 2024 г., будет пересматриваться, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Действительно, текущая конструкция национальных проектов иногда вызывает вопросы у экспертов из-за пересечений, указывает Климанов. Например, они есть в нацпроектах по производительности труда, развитию МСП и поддержке экспорта, которые глобально решают одни задачи по развитию предпринимательства. По словам Климанова, комплексное решение может помочь бизнесу развиваться в условиях новой реальности, к которой можно отнести не только закрытие внешних рынков, но и дефицит кадров, новую роль крупных и малых предприятий. Можно искать новые варианты форматирования нацпроектов — как их укрупнения, так и, наоборот, детализации, полагает Климанов.

По его словам, потенциальное объединение нацпроектов скорее усилит позиции Минэкономразвития, которое сейчас разрывается между отдельными нацпроектами и не чувствует общей связанности.

Нельзя гарантировать, что изменение формата нацпроекта повысит его эффективность, так как результативность связана с конкретными действиями, зашитыми в нацпроект, указывает Климанов. С этой точки зрения самыми эффективными можно считать инфраструктурное развитие и социальные нацпроекты, в которых расходы приводят к конкретному результату, отмечает эксперт. Для нацпроектов по цифровой экономике, развитию МСП и производительности труда сложно найти адекватные критерии эффективности, поэтому оценивать их сложнее, добавляет экономист.

Источник: opora.ru